15.04.2008 В небесах,на суше и на море:обзор ИТ-новостей мировой транспортной индустрии На благо авиапассажиров, авиакомпаний и окружающей среды Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) планирует с 1 июля 2008 г. отказаться от использования бумажных билетов, полностью перейдя на электронную систему e-ticketing. «Меньше чем через год бумажный билет на самолет будет представлять интерес только для коллекционеров», — объявил глава Ассоциации Джованни Бисиньяни. Сообщается, что электронная продажа не только даст возможность компаниям-перевозчикам уменьшить свои расходы в среднем на 9 долл. из расчета на одного пассажира, но и будет способствовать сокращению потребления бумаги, позволяя ежегодно спасать от вырубки 50 тыс. деревьев. В состав IATA входят сейчас 240 компаний разных стран мира, которые контролируют 94% всех глобальных авиаперевозок. В числе первых участников этой организации, в инициативном порядке перешедших на электронную систему продажи билетов, были такие известные европейские авиакомпании, как ирландская Ryanair, британская Easyjet и немецкая Germania Express. В масштабах всей ассоциации внедрение системы e-ticketing, при которой пассажиры заказывают и оплачивают свой перелет с помощью Интернета, а по прибытии в аэропорт ко времени регистрации сразу получают посадочные талоны, началось около трех лет назад. Сегодня такими услугами пользуются 84% клиентов IATA. И все же первой страной, которая полностью переведет свои авиалинии на электронное «обилечивание», станет, видимо, Китай, где привычные бумажные билеты должны выйти из употребления уже к концу текущего года. Из российских авиаперевозчиков членами IATA являются такие крупные компании, как «Аэрофлот», S7, «Трансаэро» и др. Введение услуг системы электронной продажи авиабилетов в нашей стране планируется начать с 1 января 2008 г. Однако действующая в настоящее время в России нормативно-правовая база не предусматривает обращения электронных билетов. В связи с этим Минтрансу необходимо разработать и утвердить положения о требованиях к электронному билету как к перевозочному документу на воздушном транспорте и зарегистрировать соответствующие положения в Министерстве юстиции РФ. Электроника против пробок Корпорация IBM объявила об успешном завершении контрольных испытаний системы прогнозирования дорожного движения в центральном районе Сингапура. Точность такого прогнозирования заметно превысила заданный критерий, который составлял 85%. Данная система, получившая название Traffic Prediction Tool (ТРТ), прогнозирует показатели напряженности транспортных потоков с фиксированными интервалами (10, 15, 30, 45 и 60 минут) и позволяет диспетчерам дорожного движения таким образом отрегулировать эти потоки, чтобы предотвратить возникновение пробок. Технология TPT разработана исследовательской лабораторией IBM имени Томаса Уотсона и предусматривает возможность расчета всех основных характеристик (в первую очередь объема и скорости потока машин) автодорожного движения в отдельных сегментах городской транспортной инфраструктуры, которые наилучшим образом описывают его состояние как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе. Технология основана на применении методов адаптивной статистики в сочетании с автоматической коррекцией ошибок. Работа экспериментальной системы ТРТ, установленной в Сингапуре, базируется на сведениях, поступающих из информационного центра i-Transport — базового ИТ-комплекса Управления наземного транспорта (Land Transportation Agency, LTA) этого города-государства. В состав комплекса входят различные технологические средства, в том числе компьютеризированная система управления светофорами, система сканирования трафика, система экспресс-мониторинга дорожного движения, система видеонаблюдения за отдельными участками автодорог и электронная система расчета и взимания платы за проезд. Все перечисленные системы предоставляют руководству и сотрудникам LTA оперативные и ретроспективные данные, составляющие в совокупности полную картину дорожного движения. «Управление наземного транспорта Сингапура занимается постоянным поиском инновационных решений, позволяющих нам решать сложные задачи оптимизации дорожного движения в интересах всех его участников, — констатирует д-р Цзинь Кьян Кеонг, главный инженер LTA по управлению транспортом. — Совместный с корпорацией IBM проект внедрения системы Traffic Prediction Tool — очередное подтверждение успешного сотрудничества нашего управления с ведущими ИТ-компаниями мира, направленного на расширение и совершенствование используемого нами арсенала высокотехнологичных инструментов для управления дорожным движением». Электронный билет в Евросоюз Всего несколько лет назад на большинстве железнодорожных станций Румынии билеты пассажирам выписывались вручную, только в их присутствии, только за наличную оплату и только в день отъезда. Такой порядок, давно уже ставший анахронизмом, начал меняться с того момента, когда государственные власти поставили перед национальной железнодорожной компанией CFR задачу по вхождению в единую транспортную сеть Евросоюза. Для ее решения была разработана и утверждена стратегическая программа технической модернизации и технологического переоснащения всей железнодорожной системы страны, которая занимает четвертое место в Европе по суммарной протяженности путей, составляющей более 14 тыс. км. Одним из основных партнеров компании CFR в реализации этой программы стала корпорация НР. Ее усилиями был сконструирован и выстроен единый общенациональный комплекс электронной продажи и приобретения билетов с возможностью их предварительного заказа и покупки из любой точки страны через Интернет в онлайновом режиме. Этот комплекс, отличающийся исключительной гибкостью архитектуры и высокой адаптируемостью к возможным изменениям условий и параметров работы, базируется на серверной инфраструктуре HP ProLiant, устройствах HP StorageWorks XP12000 и программном обеспечении, специально разработанном для данного проекта фирмой Informatica Feroviarа. Проект CFR — HP предусматривает создание в 210 населенных пунктах различных областей Румынии 760 компьютеризованных и объединенных в общую сеть «электронных билетных касс», способных принимать заказы и оформлять билеты на 50 тыс. посадочных мест в день, что, в свою очередь, позволит в самое ближайшее время перевести в онлайн 76% всего объема осуществляемых на железных дорогах страны билетных продаж. «Сотрудничество с корпорацией НР оказалось для нас чрезвычайно продуктивным, — утверждает коммерческий директор компании SNTFC (Societatea Nationala de Transport Calatori) CFR Синтия Чинде. — Помимо того, что ввод в строй системы электронной продажи билетов открывает перед нами перспективу существенного сокращения непроизводительных расходов и значительного повышения оперативности работы кассовых служб, у граждан Румынии впервые появляется возможность приобретать железнодорожные билеты заблаговременно — за 30 дней до поездки, причем не выходя из дома». Искусство навигации Российская группа компаний «Транзас» (TRANsport SAfety Systems), специализирующаяся на создании морского и авиационного бортового оборудования, интегрированных навигационных комплексов, морских и авиационных тренажеров и специальных средств навигационного обеспечения, выиграла тендер на опытно-конструкторскую разработку судовой аппаратуры АИС для систем управления движением отечественных морских и речных судов. Аппаратура будет разработана, изготовлена, испытана и сертифицирована до конца 2009 г., сообщают в компании. Опытно-конструкторская разработка судовой аппаратуры АИС является составной частью Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС). Специалистам компании предстоит создать судовую аппаратуру для автоматизированной информационной системы классов А и В для морских и речных судов, интегрируемую с приемниками глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS, GALILEO. Также необходимо решить задачу совмещения системы с УКВ-радиостанциями и информационными средствами обработки и отображения информации с помощью судовой электронной картографической навигационно-информационной системы. Кроме того, будет разработан носимый упрощенный транспондер АИС, работающий с использованием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, GPS, GALILEO и предназначенный для применения в качестве лоцманского прибора с целью обеспечения проводок речных судов. «Учитывая то, что наша компания участвует в разработке новых международных стандартов и рекомендаций, можно полагать, что новая аппаратура АИС войдет в число первых образцов не только в России, но и за рубежом», — надеется Юрий Базаров, руководитель направления АИС объединения «Транзас». Следует отметить, что «Транзас» уже имеет богатый опыт реализации всевозможных проектов для морского и речного транспорта и пользуется заслуженным авторитетом у предприятий этой отрасли во всем мире. Системы управления движением судов производства «Транзас» функционируют более чем в 100 портах 34 стран мира. В России крупнейшим внедренным проектом СУДС является Региональная система безопасности мореплавания (РСБМ) восточной части Финского залива. Совсем недавно компания «Транзас» подписала контракт с судостроительным заводом «Красное Сормово» на поставку оборудования для серии танкеров проекта RST22, заказчиком которых является турецкая судоходная компания Palmali Shipping, чьи суда уже были оснащены системами «Транзас». А входящая в объединения «Транзас» компания Transas Marine заключила контракт с Морской администрацией портов Кении на поставку, установку и пуско-наладку системы управления движением судов (СУДС) для крупнейшего кенийского порта Момбаса. Из выполненных за последнее время проектов можно упомянуть оборудование специалистами «Транзаса» газовоза «СКФ Тобольск», построенного на южнокорейской верфи HHI по заказу кипрской компании Unicom — дочернего предприятия крупного российского судовладельца «Совкомфлот». «Транзас» оснастил газовоз комплектом навигационного оборудования собственного производства, включающим две электронно-картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) с функцией «трек-контроль», предназначенной для удержания судна при движении относительно запланированного маршрута, и информационный дисплей Navi-Conning для отображения информации о работе судового оборудования на одном экране. Комбинация ЭКНИС и Navi-Conning составляет интегрированную навигационную систему, предназначенную для оперативной оценки навигационной обстановки и принятия решений в кратчайшие сроки с целью повышения безопасности мореплавания. Такие возможности ЭКНИС, как точное планирование перехода с учетом погодных условий и использование функции «трек-контроль», позволяют существенно уменьшить эксплуатационные расходы и ходовое время для увеличения эффективности морских перевозок. http://www.oxpaha.ru/technique_30_41110