Вступление Практически для всех производителей мониторов это направление - лишь некоторая часть одного большого бизнеса. Вспомните, что кроме дисплеев производят компании ASUS, BenQ, Dell, LG, Samsung, Philips и Viewsonic. Чего в этом списке вы только не встретите: стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, телевизоры, музыкальные плееры, проекторы, фото и видеокамеры, планшеты, материнские платы, видео и аудиокарты, лампочки… Список можно продолжать ещё долго. Но из любого правила есть исключения, встречаются и такие компании, которые начинали и не перестают работать только в одной сфере. В данном материале будет затронута продукция (кому-то давно известной, а кому-то и вовсе нет) компании Iiyama. Позволю себе предоставить информационные выдержки, найденные и интернете. Iyama Corporation — японская компания, основанная в 1973 году, производитель телевизоров и компьютерных мониторов топ-класса. Названа в честь города Иияма в префектуре Нагано, Япония. Международная штаб-квартира iiyama International B.V. находится в Нидерландах. Формально, открытое в Амстердаме в 1991 году iiyama Electric B.V. является европейским представительством North America in Philadelphia, USA. Это было первое открытое в Европе представительство компании. Она входит в холдинг MCJ Group. В настоящий момент в iiyama работают в общей сложности около 1200 сотрудников, часть из которых размещена в Польше. Компания производит мониторы для различных применений: от недорогих моделей для массового потребителя до профессиональных 27-дюймовых ЖК-дисплеев. Также в модельном ряду присутствуют защищённые, сенсорные, ССVT (для систем видеонаблюдения) и рекламно-информационные (от 42 до 65 дюймов) дисплеи. Особенность бизнеса iiyama — производство исключительно мониторов. Самое важное правило iiyama – максимальное соответствие возможностей и цены. Самые современные технологии по приемлемой цене, вот главная философия iiyama. Для меня около пяти-семи лет назад продукция компании Iiyama была чем-то совсем недоступным, но при этом, как мне казалось, она сочетала в себе все признаки качества и выдающиеся технические характеристики. Было желание приобрести, но возможности тогда не позволяли (не спрашивайте, какую модель и почему – уже не помню). Позже компания для меня затерялась среди других крупных игроков, перейдя в сектор с самыми простыми мониторами с TN матрицами. Не так давно её ассортимент значительно расширился, предоставив покупателям дисплеи, как с TN+Film панелями, так и с современными *VA и e-IPS матрицами. Я познакомлю вас с одним из доступных e-IPS мониторов компании Iiyama X2377HDS. Встречайте… Методика тестирования Данная статья написана по новой методике, датированной 27 января 2012 года. В её основе лежит опыт, накопленный мною за последнюю пару лет работы с мониторами (как в качестве автора статей/тестов, так и человека, который постоянно сталкивается с настройкой и калибровкой различных моделей дисплеев). Из оборудования используются приборы компании X-Rite (два различных колориметра и один референсный спектрофотометр), а в качестве программного обеспечения – только бесплатно распространяемые программы и утилиты. Полученные по новой методике результаты можно без проблем сравнить со всеми другими из материалов, опубликованных до февраля 2012 года, за исключением лишь пары моментов. Дерзайте. Справочная информация Монитор Iiyama X2377HDS относится к серии ProLite. По совокупности своих характеристик и цены (по состоянию на конец января 2012 года) он претендует на лавры самых популярных ныне 23-дюймовых e-IPS моделей. Соседями продукта Iiyama с одной стороны ценового диапазона являются такие мониторы, как ASUS ML239 и LG IPS236 (и его прочие модификации). Если же такое количество глянца не устраивает, то по правую сторону конкурентов ещё больше. Это различные модели ASUS (PA238Q), Dell (U2311, U2312HM) и Viewsonic. Причём все они сделаны исключительно из матовых материалов. В этом отношении X2377HDS тоже находится где-то посередине. В остальном же перед нами довольно простая современная модель со светодиодной подсветкой и матрицей e-IPS. Заявлена максимальная яркость в 250 cd/m2 и коэффициент контрастности 1000:1 (5000000:1 – динамическая). Среднее время отклика матрицы – 5 мс, измеренные по методике GtG. Из интерфейсов для подключения видеосигнала: D-Sub (VGA), DVI-D и HDMI. Точная модель установленной матрицы неизвестна. Но при этом без сомнения ясно, что её производитель – компания LG.Displays. А забежав вперед, по итогам тестирования я считаю, что применяется та же панель, что и в уже рассмотренном мониторе LG IPS236. Но обо всем поподробнее. Комплект поставки Коробка монитора сделана из обычного некрашеного картона с нанесённым логотипом Iiyama. За счёт небольшой толщины корпуса упаковка относительно узкая, а благодаря ручке, предусмотренной наверху, её удобно нести из магазина домой. Из приведенной информации можно узнать о разрешении монитора, его видеоинтерфейсах и аудиосистеме, а так же про поддержку стандарта Plug&Play - VESA DDC 2B. Дополнительно, из наклейки сбоку, можно выяснить основный комплект поставки (провода) и цвет (Black, вроде других и не бывает) модели. Полный комплект Iiyama X2377HDS включает в себя следующее: Силовой кабель; Кабель D-Sub; Кабель DVI-D; Аудиокабель; Руководство по быстрому старту (Quick Start Guide); Инструкцию по безопасному использованию (Safety Guide); Краткую информацию о том, чего не стоит делать на мониторе (Notice for LCD Displays). Можно отметить, что из всего самого необходимого есть почти все кабели. В остальном – несколько небольших буклетов, которые помогут вам быстро сориентироваться в необходимых для начала работы и настройки монитора действиях. Единственным, что хотелось бы видеть ещё, является HDMI кабель. Ведь не зря же подобный интерфейс числится в характеристиках модели. Было бы очень кстати, если бы его не пришлось покупать отдельно. Блок питания у монитора встроен в корпус, отчего последний не отличается малой толщиной (как у его отдельных соперников с LED подсветкой и внешними БП). Осталось добавить, что Iiyama X2377HDS при работе не издавал никаких посторонних и противных звуков при любых настройках яркости.
Дизайн и эргономика В модельном ряду компании Iiyama из 23-дюймовых мониторов на e-IPS матрицах встречаются два претендента – X2377HDS и HB2374HDS. Последний, с моей точки зрения, подойдёт большинству в силу своего довольно простоватого дизайна (да, такие тоже многим нравятся), матовых материалов и хорошей подставки. Тем же, кто любит более утончённые, изящные вещи, рассматриваемый X2377HDS подойдёт как нельзя кстати. У него не такая монструозная и круглая подставка. Глянцевое обрамление передней панели, возможно, кому-то придётся по вкусу, в том случае, когда полностью (на 100%) «лакированные» мониторы не устраивают по той или иной причине. Благодаря применению LED подсветки вес всего монитора в сборе составляет всего 3.4 килограмма. Его с легкостью можно переносить одной рукой с места на место и к тому же это позволит использовать самые дешёвые кронштейны, рассчитанные на минимальный вес. В центре задней части корпуса есть четыре отверстия, расстояние между которыми соответствует стандарту VESA 100x100 мм. Так, что при любом удачном случае, кронштейн Iiyama X2377HDS точно не помешает. На глянцевом пластике рамки написано название модели и отображены пиктограммы, относящиеся к управляющим кнопкам. Качество глянцевого покрытия вполне стандартно. Пыль буквально липнет спустя пять минут работы, а мельчайшие царапины возникают после каждого прикосновения. В плюсы примененному покрытию можно занести только один факт – не так сильно заметны отпечатки пальцев по сравнению с глянцевыми мониторами ASUS и LG. По наклейке в нижней части корпуса можно узнать полное название модели, номер модели, серийный номер, рабочий диапазон напряжения питания, страну производства (China), соответствие некоторым стандартам и, возможно, номер ревизии (сужу по цифрам R064A02). Интерфейсы подключения расположены в нижней части корпуса. Здесь присутствуют: аналоговый D-Sub (VGA), да цифровые DVI-D и HDMI. Напротив расположены вход под питание и аудиоразъём для подключения встроенной акустической системы (два динамика по 1.5 Вт). Про неё я могу сказать лишь пару слов – она отлично подойдёт для фоновой музыки, разговоров по Skype и воспроизведения звуков операционной системы. Но не более… Подставка монитора огорчает своими минимальными эргономическими возможностями. Единственное, что может сделать пользователь, так это немного изменить наклон панели в диапазоне от -5 до +15 градусов. Причём советую проявить некоторую толику осторожности, чтобы где-нибудь не треснул пластик. О пластике и креплении монитора к подставке можно сказать следующее – ничего хорошего. Пластик среднего уровня (довольно тонкий), крепление – отвратительное. После состыковки трёх частей (подставки с центральной колонной и самим монитором) панель то и дело покачивается во всех возможных плоскостях, даже при малейшем прикосновении. Центровки как таковой нет – по фотографии задней части в начале раздела это прекрасно заметно. На основании подставки приклеены шесть резиновых ножек, надёжно удерживающих монитор в одном положении на столе. Хотя за счёт отсутствия эргономики как таковой, лучше бы эти ножки скользили по поверхности. Была бы ещё одна ось для поворота .
Меню и управление Управление монитором Iiyama X2377HDS происходит за счёт пяти механических клавиш, расположенных на нижней грани в правой части корпуса. Назначение каждой из них обозначено на передней рамке. Никакой подсветки нет и в помине, а из-за их не очень удачного расположения и постоянных покачиваний корпуса на подставке управлять настройками монитора – не самое приятное занятие, которое у некоторых может вызвать неслабую раздражительность (где-то на форуме уже встречались подобные случаи ). Светодиод активности во время работы монитора горит синим светом, в режиме stand by – оранжевым. С помощью кнопок, обозначаемых стрелками, можно быстро выбрать один из ECO режимов и отрегулировать громкость. Быстрого доступа к настройкам яркости и контраста не предусмотрено. От элементов управления перейдём к рассмотрению меню, которое, к слову, изначально русское (выставлена соответствующая локализация). В дизайне OSD преобладают три цвета: чёрный, серый и оранжевый. Смотрится стильно и очень необычно. Самый первый раздел настроек называется «Изображение». При цифровом подключении пользователь может настроить значения яркости/контрастности и выбрать цветовую температуру из нескольких предложенных пресетов. По умолчанию установлен «Пользовательский» режим, с настройками RGB – 100/100/100. Для доступа к ручной регулировке при выбранном параметре надо ещё раз нажать кнопку Menu. В таком случае перед вами предстанут три основных цветовых канала, и вы сможете настроить их на своё усмотрение. В следующем разделе OSD представлены настройки расположения меню на экране монитора и времени его отображения (максимум 30 секунд) при отсутствии действий со стороны пользователя. Вторая основная часть настроек изображения расположена в разделе Display. В нём можно выбрать так называемый «Режим Дисплея» – «полное» или Aspect (я же говорил, что никто из производителей не может нормально перевести всё меню); переключить предустановленные пресеты I-Style Color (из пяти на выбор); активировать режим динамической контрастности (ACR); выбрать один из ECO режимов (бестолковая вещь – происходит простое изменение значения яркости в соответствующем разделе меню); повысить или понизить резкость (лучше оставить значение по умолчанию) и выставить уровень «разгона» матрицы (технология OverDrive, от 0 до 5 с шагом в 1 единицу). К слову - переключение режимов ведёт к изменению многих настроек в меню (яркость, контраст, цветовая температура, величина OverDrive). При этом любая ручная корректировка значений в отличных от «Стандарт» пресетах автоматически ведёт к переключению на него же («Стандарт»). Далее следует раздел «Автонастройка» (вот это перевод…). Я не знаю, какое «авто» тут регулируется, но точно вижу изменение громкости встроенной акустической системы, включение режима «Без звука» и выбор роли аудиоразъёма (выход на наушники в случае с HDMI подключением, либо колонки при всех остальных и соответствующем использовании аудиокабеля из комплекта). Пункты меню в двух последних разделах («Разное» и «Информация») позволяют переключить язык OSD (я бы предпочёл английский), выбрать источник сигнала (ручной выбор или автоматический), выключить отображение логотипа компании при включении монитора, сбросить все настройки по умолчанию и узнать информацию о рабочем разрешении, частотах вертикальной и горизонтальной развёрток, да серийный номер монитора. Всё, как и всегда.
Результаты тестирования Цветовой охват В качестве подсветки в мониторе Iiyama X2377HDS используются стандартные «белые» светодиоды (W-LED), за счёт чего цветовой охват практически равен sRGB. По треугольнику представления ЦО на CIE диаграмме можно заметить, как дисплей превосходит sRGB в жёлтой и салатовой областях, уступая ему в фиолетовой, синей и зелёной. Про AdobeRGB и говорить нечего – монитор не того уровня. Смотреть Видео Смотреть Видео На двух видеороликах отображено трехмерное представление нативного цветового охвата монитора по сравнению со стандартами sRGB и AdobeRGB. В обоих случаях внутренние фигуры – Iiyama X2377HDS, внешние – цветовые стандарты. Полученные процентные соотношения цветовых охватов монитора составляют: 93.3% sRGB и 67.4% AdobeRGB. Эти значения были получены в режиме сравнения Absolute, с отсечением цветов и оттенков, выходящих за границы референсных значений (на видео показан полный ЦО). На основании полученных результатов, как и всегда, я посоветую в случаях использования монитора в качестве основного инструмента для редактирования фото/видеоматериалов применять специально созданные профиль, либо, как минимум, найти в сети интернет .icm файл компании Iiyama, конкретно под рассмотренную модель (диска с подобным контентом в комплекте поставки нет). Конечно, профиль не добавит недостающих 6.7% для полного покрытия sRGB, но зато избавит от «избыточных» оттенков в жёлтой зоне. К тому же, не стоит забывать, что даже у профессиональных мониторов ЦО составляет не более 97.5 процентов. Яркость\контрастность и основные показатели цветопередачи Для начала мною были изучены основные показатели, характеризующие X2377HDS с той или иной стороны. Как можно видеть, я использовал русские названия предустановленных режимов по той лишь причине, что именно так по умолчанию выставлена локализация меню. В английском варианте (кому-то он более близок) они зовутся иначе: Standard, Game, Cinema, Text, Landscape. В первую очередь хочу обратить внимание на измеренную яркость. Она является избыточной в любом из режимов. Я практически не встречал рабочих помещений (в частности - обычную комнату в квартире), в которых требуется яркость выше 140-150 нит. В случае с монитором Iiyama коэффициент контрастности немного различается в каждом из пресетов. Но, с моей точки зрения, его будет достаточно в любом случае. Будь то 967:1 или 726:1. Как вы можете заметить по таблице, особой разницы по качеству цветопередачи в большинстве предустановленных режимов не наблюдается. Можно даже и вовсе сделать три категории: «Стандарт», «Игра»+»Кино», «Текст»+»Пейзаж». Ведь, как показывают приборы и подтверждают глаза, никакой разницы между совмещёнными в одну категорию режимами не наблюдается. Видимо, в Iiyama пошли по принципу – чем больше, тем лучше. Хотя для меня, как думаю и для многих из вас, было бы достаточно одного-единственного пресета. Средняя гамма во всех режимах находится в диапазоне 2.05-2.1, однако оценить по этому показателю качество цветопередачи не представляется возможным, что собственно подтверждают цифры DeltaE. Минимальная средняя дельта была получена в режимах «Текст» и «Пейзаж», у которых средняя гамма – наименьшая (самая отдалённая от «референса» 2.2). Что ещё раз подтверждает мою теорию о том, что необходимо изучать гамма-кривые. Максимальные показатели DeltaE выявились в пресетах «Игра» и «Кино». Несмотря на самую близкую к необходимой гамму, значения составили 3.1 и 7.8 DeltaE Average и Max соответственно. В любом случае для монитора начального класса – это отличные результаты. Такого порой не встретишь и на вдвое более дорогих IPS дисплеях, не говоря уже о TN и *VA моделях. Из ближайших же оппонентов с подобным качеством цветопередачи с завода и примерно той же ценовой категории мне вспоминается только Dell U2312HM и, возможно, с некоторой натяжкой - LG IPS236. Для приведения яркости монитора к 100 нит и получения цветовой температуры в 6500K настройки приняли следующий вид: Режим – «Стандарт»; Яркость – 20%; Контраст – 50% (по умолчанию); Цветовая температура – «Пользовательский» (97/98/98). Подобное изменение настроек оказалось оптимальным по сравнению с тем, что приходилось видеть в предустановленных режимах. При необходимой яркости коэффициент контрастности был не ниже 900:1. Удалось получить минимальные отклонения цветопередачи, а средняя гамма опустилась до 1.99. Улучшить результаты помогла дальнейшая калибровка, после которой первые три параметра из таблицы остались без изменений (чего и стоит добиваться), а три последующих претерпели кардинальные изменения. Средняя DeltaE94 – 0.4 единицы, максимальная – 1.4, средняя гамма 2.17 – отличные показатели для монитора на e-IPS матрице.
Гамма-кривые, баланс серого и результаты UDACT С помощью программы HCFR Colormeter и «откалиброванного» колориметра X-Rite Eye-One Display 2 мною были изучены гамма-кривые каждого из предустановленных режимов. Кроме того, по произведённым измерениям можно оценить расхождение серого клина (точек чёрно-белого градиента) на CIE диаграмме и сделать выводы о преобладании того или иного паразитного оттенка, либо отсутствии такового. В режиме «Стандарт» в целом всё нормально (ещё бы, с такими-то DeltaE). Заметно поднят синий канал и совсем немного зелёный, что несколько компенсирует первый из них. На диаграмме цветового охвата можно отметить только три точки измерений, сильно выходящих за предельное отклонение (синий овал на картинке). В его же границах основная масса точек чёрно-белого градиента расположилась довольно хаотично, что не удивительно. Отчёт UDACT отчётливо даёт понять, что относительно хорошо на мониторе настроена только точка белого (то есть близко к необходимым 6500K). По балансу серого полный провал. Значительно лучше с показателем Profile Quality, который только подтверждает низкие DeltaE, полученные в расширенной проверке программой Argyll. Говоря о «софтпруфе» можно лишь отметить, что в отсутствии профиля устройства получить оценку выше (подразумевая зелёную зону) практически невозможно. Последующие четыре режима я хотел бы продемонстрировать по уже указанным двум парам: «Игра»+«Кино», «Текст»+«Пейзаж». Причина того – полная идентичность измеренных значений. У каждой из пар практически одни и те же проблемы. В «Игра»+«Кино» цветовые каналы сильно разбросаны друг от друга. В то время как зелёный и красный лежат практически вплотную на «референсе», синия кривая по-прежнему остаётся где-то высоко. По серому клину можно увидеть всё те же отклонения, но при совсем иной цветовой температуре, стремящейся к 9300K. В «Текст»+«Пейзаж» неспроста были получены лучшие «дельты». Кривые лежат несколько ближе друг к другу, а синий канал слегка опущен по сравнению с остальными пресетами. К тому же в этих двух режимах цветовая температура ушла к 6500K не настолько сильно, как в случае с первой парой. После приведения яркости белого поля к 100 нит и цветовой температуры к 6500K (настройки указаны в предыдущем разделе) каких-то серьёзных изменений не произошло. Цветовые каналы сблизились ещё сильнее, но при этом всё равно заметно их отклонение от «референса». С серым клином (балансом серого) никаких видимых изменений после применения новых настроек монитора не произошло. Правда, отчёт по пройденному тесту UDACT компании UGRA опровергает мои слова. По результатам замеров точка белого стала ещё ближе к необходимому значению, баланс серого улучшился вдвое (если считать по общей длине полосы), отклонения в цветопередаче уменьшились настолько, что параметр Profile Quality вышел в зелёную зону. За счёт внесенных изменений в RGB изменился и показатель Softproof Quality. После калибровки и профилирования все результаты значительно улучшились. По данным HCFR Colormeter средняя гамма стала равна 2.2 (на основании семидесяти пяти измерений), кривые вплотную лежат на референсной чёрной линии, но при этом просматриваются и небольшие отклонения, на которые, впрочем, можно не обращать внимания. Отклонения серого клина в среднем не превышают 1.5 DeltaE, однако три точки так и не приплыли в нужное направление. Ничего не поделаешь, такая матрица/электроника. Но не будем о грустном. Ведь финальный отчёт UDACT всё равно радует, хотя и немного привирает. Это касается Gray Balance, который находится на границе зелёной и оранжевой зон. На скриншоте стоит «зелёная галочка», но в PDF-отчёт программа прописала несоответствие допустимым значениям. Скорее всего, на это повлияли те самые три точки серого клина. В остальном же – отличный результат, являющийся залогом качественной цветопередачи вкупе с хорошим соответствием цветовому пространству sRGB (раз уж не сказала об этом программа из-за Gray Balance, то скажу я).
Дополнительные возможности и настройки У монитора отсутствуют разнообразные датчики (освещённости, присутствия), за счёт чего пользователю придётся самому беспокоиться за изменение яркости в зависимости от внешней освещённости и о ручном выключении монитора в случае долгого отсутствия. Хотя последнее прекрасно настраивается средствами Windows. Из доступных же дополнительных настроек я могу отметить режимы ECO, которых у Iiyama X2377HDS целых три (ECO1, ECO2, ECO3). По факту, как оказалось, это не более чем быстрое переключение значения «Яркость» в позиции: 75, 50, 10 процентов. А за счёт того, что именно переключение режимов ECO (а не яркости) повешено на одну из клавиш управления подобная возможность окажется очень кстати. Равномерность градиентов Как уже было сказано ранее, монитор базируется на стандартной псевдовосьмибитной (шесть бит + A-FRC) e-IPS матрице с W-LED подсветкой. За счёт этого никакого «Ваууу» при взгляде на градиенты вы не произнесёте. По факту их сколько же или чуть выше, за счёт IPS матрицы, чем на большинстве TN мониторов, обходящихся той же шестеркой битов и «дитерингом» (dithering). Те же видные вертикальные разделительные полосы (в основном на тёмных участках), с преобладанием некоторого желтого оттенка. В случае с монитором Iiyama X2377HDS калибровка не ухудшила ситуацию, а только исправила её, убрав паразитный оттенок и сделав переходы на тёмных участках более плавными. Стабильность цветовой температуры Для оценки стабильности цветовой температуры (по восемнадцати измеренным оттенкам серого) пройдёмся по результатам, полученным в предустановленных режимах с их настройками по умолчанию. Новые таблицы позволяют вам самостоятельно оценить тот или иной пресет (не прибегая к калькулятору и головному штурму), а мне не зацикливаться на дополнительном внесении их в текст. По вышепредставленным результатам могу лишь сказать следующее: режим «Стандарт» подходит лучше всего, в нём отмечены самые минимальные отклонения от белой точки и самое близкое среднее значение к «референсу» в 6500K. Про «Игра»+«Кино» я бы предпочёл забыть, а «Текст»+«Пейзаж» сошли бы на «закуску». Хотя, по сути, от их применения проку тоже нет. Никакого… Ручное изменение значения в пресете «Стандарт» не прошло даром. Я смог добиться снижения среднего отклонения почти на 50% и достиг 6522K в точке белого. Дальнейшая калибровка и профилирование ещё втрое снизили среднее отклонение и вдвое - максимальное. Результат, как говорится, налицо. А теперь рассмотрим предустановленные режимы цветовой температуры: По умолчанию выбран «Пользовательский» пресет. Но работает он только в режиме «Стандарт», во всех остальных случаях они меняются автоматически, в зависимости от заводских настроек. Я же выбрал «Стандарт» и выбирал из всех доступных «профилей» цветовой температуры. Ни один из них не смог продемонстрировать хороших результатов. А сильнее всех отличился режим 9300K со средним отклонением в 12.4% и максимальным в 18.7%. Вообще-то, от всех режимов стоит держаться подальше. Собственно, как и всегда . Стабильность контрастности и диапазон изменения яркости В самом начале стабильность контрастности и диапазон изменения яркости были измерены при настройках по умолчанию (контраст 50%, цветовая температура – «Пользовательский»). Значение яркости менялось от 100 до 0% с шагом в 10 единиц. Полученный диапазон яркости позволяет говорить о том, что работать за монитором Iiyama X2377HDS можно при самом разном уровне внешней освещённости. Более того, коэффициент контрастности не снижается ниже 940:1, что является завидным результатом. К тому же, это серьёзный плюс в сравнении с показателями яркости и КК, полученными в разнообразных предустановленных режимах. Многие часто спрашивают меня – «Почему вы не выставляете контраст выше, чем значение по умолчанию?», – как ни странно, ответ лежит на поверхности. Несмотря на то, что изначально у монитора X2377HDS контраст выставлен в положение 50%, его увеличение совсем не сказывается на основных параметрах. Изменение на 2 cd/m2 и соответствующий рост КК (при сохранении того же уровня чёрного), с вашего позволения, я не буду принимать во внимание. Точно такая же ситуация повторяется со многими другими моделями. Отчего возникает логичный вопрос – «Почему бы не сделать из рабочего диапазона 0-50% -> 0-100%?». Неужели это так сложно? Хотя даже если такие изменения и войдут в моду, смысла от уменьшения контраста всё равно не окажется. По крайней мере, это будет относиться к таким мониторам, как Iiyama X2377HDS – с отлично настроенным диапазоном регулировки подсветки матрицы и соответствующим минимальным значением яркости. Для всех остальных (как пример, HP ZR24W) это будет почти единственным вариантом для снижения большой минимальной яркости. Изменение же RGB – не самая хорошая идея, ведь воспроизводимый диапазон цветов может серьёзно пострадать (при сильном снижении). Скорость матрицы и инпут-лаг В технических характеристиках модели X2377HDS значится среднее время отклика 5 мс, измеренные по методике GtG (Gray-to-Gray). Сейчас это является вполне стандартным значением для современного e-IPS дисплея. Ниже не найдёте. Для разгона матрицы используется технология OverDrive с пятью режимами работы. В зависимости от выставленного режима она может быть выключена (OD-0), так и включена в полную силу (режим «Кино»). В пресете «Игра», каким бы странным это не показалось, используется OD-4. Для свободной картинки ниже я изучил скорость матрицы при OD-0 и 5. Без «разгона» монитор, несомненно, оказывается не самым лучшим претендентом для использования в играх, хотя называть результат худшим из полученных в лаборатории не стоит. Видели и медленнее – модели на *VA матрицах, тоже без разгона. После активации максимального OverDrive шлейфы от быстродвижущихся картинок заметно уменьшаются в своих размерах (не везде). При этом на фотографиях становятся видны артефакты изображения, заметить которые при работе за монитором задача еще та. Но, несмотря на это, я решил проверить, какой же из режимов OD является оптимальным. Для этого использовалось самое показательное изображение с красной машинкой и жёлтым пилотом (она и вправду самая наглядная из всех). Посидев около получаса и изучив поведение монитора при различных настройках, я пришёл к выводу, что идеальным вариантом установки OD для повседневного использования и всех решаемых задач являются позиции OverDrive 2 и 3 (выбирать вам). В них скорость матрицы значительно увеличивается, а артефакты практически не видны даже на фотографиях. В итоге считаю, что монитор Iiyama X2377HDS – самый быстрый e-IPS дисплей из протестированных в нашей лаборатории. К тому же у него отлично работает технология OverDrive, не создающая сильно видимых артефактов даже при самом сильном «разгоне». Измеренный средний инпут-лаг с помощью программы SMMT (оказалась очень удобной и дающей высокую повторяемость результатов) на основании десяти фотографий составил 4.5 мс, что можно назвать новым рекордом среди всех протестированных лабораторией моделей дисплеев. Углы обзора и Glow-эффект Благодаря тому, что я вдоволь навидался разнообразных *-IPS мониторов, Iiyama X2377HDS не стал для меня открытием, когда речь пошла об углах обзора. В нём установлена вполне типичная e-IPS матрица, а поэтому многие возможности подобных панелей уже давно известны. Но всё же… У X2377HDS широкие углы обзора, как вертикальные, так и горизонтальные. При увеличении угла падают контраст и яркость. Инверсию изображения в негатив получить невозможно. При взгляде сверху начинает появляться сине-фиолетовый отлив по нижним углам экрана (об этом ниже). Ещё могу отметить Color Shift (цветовой сдвиг) заметно проявляющийся (на мой взгляд) в виде изменения оттенка (цветовой температуры) части экрана при отклонении головы от центра монитора, но параллельно его плоскости. Почти то же самое я наблюдал на Dell U2312HM. Сначала это нервирует и оказывается довольно заметным, позже начинаешь потихоньку привыкать и не замечаешь вовсе. Хотя это кому как повезёт. Смотреть видео Glow-эффект у монитора Iiyama проявляется в виде сине-фиолетового оттенка. То есть точно так же, как и на рассмотренном дисплее LG IPS236. Сильнее всего он заметен при диагональных углах обзора и взгляде сверху. Насколько это принципиально именно для вас – попробуйте оценить по двум видео ниже. Я же так и не смог определить, что меня меньше раздражает: такой «глоу» или «глоу обыкновенный» в виде сильного высветления чёрного цвета. Одно знаю точно - Glow на Iiyama хотя бы напоминает о старых S-IPS матрицах. Но это так, для справки. Смотреть видео Смотреть видео
Равномерность подсветки и цветовой температуры Равномерность подсветки монитора и цветовой температуры по полю экрана проверяется в тридцати пяти точках. За основу всех подсчётов берутся данные из центральной точки. Напомню, что для всех будущих мониторов яркость так же будет установлена в 200 нит. Как было прочитано мною на форумах ещё до получения монитора на руки, многие отдают предпочтение Iiyama X2377HDS за хорошую равномерность подсветки. Действительно, как показало тестирование, среднее отклонение от центральной точки – 4.4%, максимальное – 16%. Это явно лучше, чем у многих уже протестированных оппонентов этого дисплея. Хотя, если судить по тому, что пишут – мне попался явно не самый лучший экземпляр. Ведь неспроста ещё при первом включении я заметил довольно сильно засвеченный правый нижний угол с преобладанием синего оттенка. И правда – там оказалась самая яркая точка экрана, а отсутствие как таковой эргономики подставки сыграло злую шутку в моих условиях просмотра (голова заметно выше верхнего края дисплея, то есть смотрю как бы сверху). Впрочем, сделанные фотографии позволяют говорить о том, что не всё настолько сильно зависит от положения перед монитором и синие участки (по двум нижним краям) заметны практически на любых тёмных изображениях. На чёрном фоне при яркости 200 нит отчётливо виден огрех сборки – сильно придавлена нижняя правая часть матрицы. Вам, надеюсь, повезёт больше. Но в любом случае лучше выбирать из нескольких экземпляров в магазине. Касаемо фотографии белого поля, напомню, что такого ужаса вы не увидите. Это всего лишь недоэкспонированная фотография с некоторой обработкой в фоторедакторе для более наглядного представления об неравномерности подсветки. В итоге у вас целых три возможности для оценки данной характеристики – таблица, диаграмма поверхности и фотография. А теперь перейдём к рассмотрению равномерности цветовой температуры на всей площади экрана. Читая всё те же форумы я то дело и слышал – «У монитора отличная равномерность цветовой температуры». Можно согласиться с тем, что это сложно определить на глаз, но прибор-то не обманешь. А поэтому были проведены тесты при тех же установках яркости, что и при тестировании равномерности подсветки в режиме «Стандарт» (остальные настройки по умолчанию). Да, если судить по среднему и максимальному отклонениям, то может показаться, что всё действительно очень даже хорошо. Но постарайтесь задуматься, сравнив, что такое 6360K, а что такое 5776K. Это же совсем два разных оттенка. Однако, пока я не набрал статистику хотя бы по трем-четырем моделям, не буду судить строго. Мягко скажем – у Iiyama X2377HDS хорошая равномерность цветовой температуры. Тем более что среднее значение по тридцати пяти точкам почти такое же, как и в центральной части экрана. Уже неплохо… Энергопотребление и нагрев В отсутствии какой-либо статистики по энергопотреблению современных жидкокристаллических мониторов (естественно, я прекрасно понимаю, что при ламповой подсветке потребление выше, как собственно и при увеличении диагонали матрицы), позволю себе на данный момент лишь краткие комментарии. При работе 24 часа в сутки в течение месяца даже при максимальной яркости (по умолчанию) монитор Iiyama X2377HDS не выдернет из вашего семейного бюджета более 60-70 рублей. А если вы решите поберечь глаза, то и вовсе всё «удовольствие» обойдётся вам в 30 рублей в месяц. Но это так, цифры забавы ради. Что же касается измеренного нагрева монитора после трех часов тестов, то можно отметить самую нагреваемую зону – она расположилась в центральной нижней части. При изменении яркости в меньшее значение монитор явно не огорчит вас в тёплые летние дни при долговременной работе за ПК. Особенности (КЭ, ШИМ) Кристаллический эффект – основная тема для «разбора полётов» на тематических форумах. Вы бежите в магазин за Iiyama X2377HDS, потому что несколько человек рассказали об отсутствии КК? Напрасно. Я уже не раз говорил, что кристаллический эффект – особенность всех мониторов с матовой поверхностью матрицы. Что? Говорите, у этого монитора полуматовая (полуглянцевая) матрица? Ну если нынче так называется матовая поверхность, то у моего BenQ FP241W тогда панель и вовсе без какой-либо плёнки – глянцевая (естественно это не так). Сколько я не вглядывался в монитор Iiyama – убейте, но структуру плёнки всё равно вижу. Да, она другая, возможно - менее заметная (менее зернистая), чем у мониторов Dell. Но она в любом случае есть, как и есть соответствующий ей кристаллический эффект. Поэтому я бы не кричал на форумах об отсутствии КК, а просто говорил бы о том, что структура матовой (!) (если вам кажется, что это полуматовая – покажите мне тогда настоящую матовую) плёнки несколько иная, чем у других моделей. Частота ШИМ-модуляции – не измерял, не знаю. Но сделал видеоролик, наглядно демонстрирующий, что у монитора с этим те же «проблемы», что и у Dell U2312HM/U2412M и, думаю, 90% всех современных дисплеев. Именно поэтому слово «проблемы» в кавычках. Как говорится, без комментариев. Смотреть видео Насколько это вас волнует – не знаю. Но с моими глазами при работе за Iiyama X2377HDS с яркостью 100 нит в течение двух дней (по десять-двенадцать часов) ничего не стало. Голова не болела, никакого дискомфорта я не испытывал. Заключение Вот и закончилось моё желанное ещё с давних времён знакомство с японо-китайской «головоломкой». Всего несколько дней работы с монитором Iiyama X2377HDS понадобилось, чтобы свыкнуться с его недостатками. На третьи сутки я перестал замечать глянцевую рамку, а к проблемной подставке (за такое надо руки оторвать инженерам и дизайнерам) с самого начала не было никакого интереса. Ведь если бы монитор остался у меня, я бы непременно повесил его на свой кронштейн Ergotron LX Desk Arm, избавившись от проблемы отсутствия стандартных эргономических возможностей. Неудобное управление? Один раз правильно настроить и больше в меню можно не заходить. По крайней мере, на своём домашнем мониторе настройки меняются только раз в полгода исключительно для перекалибровки. У X2377HDS изначально хорошая цветопередача (режимы «Стандарт», «Текст» и «Пейзаж»), которой могут позавидовать многие более дорогие модели. Быстрая матрица и просто мизерный инпут-лаг готовы прийти на помощь любителям игр. Мониторы на современных e-IPS матрицах практически не уступает быстрым TN моделям, а иногда и вовсе превосходят их. Пользователям, для которых «работа прежде всего», а игры второстепенны, понравится наличие встроенной акустической системы. Пускай она и довольно примитивна, но со своими обязанностями справляется на ура. Касаемо фиолетово-синего Glow-эффекта можно долго размышлять – лучше он или хуже простого превращения чёрного цвета в серый («стандартный Glow»). Я лично так и не понял, что же меня устраивает больше. С другой стороны, мне не понравилась синяя (!) засветка по углам монитора. Исходя из проведённых измерений равномерности подсветки, как оказалось – именно в этих местах яркость максимальная, даже выше чем в центральной точке. Проблема, скорее всего, носит характер производственного брака, а точнее говоря – сильно пережатой по нижним углам матрицы. Возможно, вам повезёт больше, но на форумах я уже не раз встречал подобные комментарии от владельцев этой же модели. Про кристаллический эффект и частоту ШИМ-модуляции я рассказывал разделом выше, а поэтому не буду повторяться. Одно могу сказать точно – кому надо, тот всё найдёт и увидит. Ближайшие конкуренты протестированного монитора - уже отмеченные в начале статьи глянцевые мониторы, выпущенные ASUS и LG, и полностью матовые Dell. По многим параметрам Iiyama X2377HDS напоминает рассмотренный ранее LG IPS236 и, по моему мнению, обладает точно такой же матрицей (все факты налицо). В данном случае продукт японской компании выберут те, кого не устраивает полностью лакированный LG и кому попросту необходима акустическая система. За это придётся доплатить на 1000 рублей больше. В остальном же я не вижу настолько принципиальных различий, из-за которых можно было бы рекомендовать только Iiyama X2377HDS. Вторым основным конкурентом мне видится очень популярный монитор Dell U2312HM. Конечно, эта компания давно завоевала сердца покупателей дисплеев и победить её в войне на рынке очень непросто (я бы даже сказал – невозможно). Многие из вас наверно не раз читали отзывы некоторых обладателей, с возгласами о том, что за монитором невозможно работать – болят глаза и голова. Виной тому – покрытие матрицы и соответствующий кристаллический эффект. Таким людям можно только посочувствовать. Ну не повезло с физиологическими особенностями. Я лично работал за Dell U2312HM почти неделю и проблем не испытывал. Но в любом случае – жалоб на монитор Dell много, а покупатели Iiyama громогласно заявляют, что у X2377HDS почти (!) отсутствует кристаллический эффект и я с ними могу согласиться. Он действительно практически не заметен (другая структура плёнки) и это, возможно, единственная причина, по которой ещё ни одного негативного отзыва (касающегося комфортности работы) в сторону дисплея Iiyama мною найдено не было. В общем – «must have» для тех, кто боится за свои глаза и видит КК на других моделях. Хотя не будем забывать, что популярность Dell в разы (а то и десятки раз) выше, а поэтому не очень верно судить о качестве дисплея по двум отзывам против двадцати-тридцати (реальный пример). Тем же, кого не впечатляет хлипкая подставка и лакированная рамка, но устраивает все остальное, я бы советовал обратить свой взор на монитор Iiyama XB2374HDS с более выдержанным дизайном, полностью матовым корпусом и значительно расширенными эргономическими возможностями подставки (поворот, разворот, подъём). Считаю, что в целях экономии на разработку, там стоит та же матрица и электроника, что и в X2377HDS, но в другой обёртке. Удачи в выборе! Для любителей читать только выводы - основные достоинства и недостатки Iiyama X2377HDS в краткой форме представлены ниже. Плюсы: Основная часть корпуса сделана из матового шершавого пластика; Высокое качество цветопередачи без дополнительной настройки; Отличные результаты после калибровки и профилирования; Хорошие углы обзора; Практически незаметный кристаллический эффект (несмотря на матовую матрицу); Высокая скорость матрицы без появления заметных на глаз артефактов; Очень низкий инпут-лаг (4.5 мс); Широкий диапазон изменения яркости при сохранении высокого коэффициента контрастности; Хорошая равномерность подсветки (на основании замеров в тридцати пяти точках); Наличие всех самых необходимых видеоинтерфейсов (D-Sub, DVI, HDMI); Встроенная акустическая система (стерео, 2x1.5 Вт); Хороший комплект поставки (жаль, нет HDMI кабеля); Конкурентоспособная цена. Минусы: Glow-эффект выраженный в появлении сине-фиолетового отлива на всю площадь экрана (лучше ли это «простого Glow» или нет – решать только вам); Отсутствие кабель-менеджмента; Глянцевая рамка экрана (быстро липнет пыль и легко царапается); Неудобное управление; Плохая устойчивость панели на подставке (сильнейший люфт и отсутствие центровки); Плохая стабильность цветовой температуры (до настройки); Отсутствие как таковое эргономики подставки. Может не устроить: Кристаллический эффект – он всё же присутствует; Частота ШИМ-модуляции – видно только на видео (по эффекту примерно равно Dell U2312HM), в дальнейшем, возможно, может сказаться на зрении; Соответствие стандарту sRGB на 93.3%; Отсутствие HDMI кабеля в комплекте поставки; Низкая равномерность цветовой температуры (до накопления статистики в минусы решил не вносить). Грыжин Александр aka =DEAD= 07.02.2012 00:00 http://www.overclockers.ru/lab/45712_4/html