Мир железа Обзор видеокарты XFX R7970 Double Dissipation Edition

Discussion in 'Мировые новости. Обсуждения.' started by d3l3t3, 26 Jan 2012.

  1. d3l3t3

    d3l3t3 Banned

    Joined:
    3 Dec 2010
    Messages:
    1,771
    Likes Received:
    98
    Reputations:
    10
    Часть 1​


    Вступление

    В первом материале, посвященном видеокарте Radeon HD 7970, описывалась архитектура и строение эталонной модели. После новогодних праздников партнеры AMD стали наперебой продвигать свои версии флагмана. Чаще всего заменялась система охлаждения, чуть реже – поднимались тактовые частоты.

    В данном материале будет рассмотрена одна из таких новинок - HD 7970, выпущенная компанией XFX и оснащенная нереференсной системой охлаждения.

    Упаковка, внешний вид

    XFX Radeon HD 7970 (FX-797A-TDFC) поставляется в традиционной для продуктов этой компании упаковке - компактной картонной коробке с красиво расписанным внешним чехлом-оболочкой.

    [​IMG]

    Помимо бумажно-софтового пака (две инструкции, диск с драйверами и ПО, небольшой буклет о других качественных продуктах) к видеокарте прилагались CrossFire-мостик и переходник HDMI-DVI.

    [​IMG]

    Всего XFX выпустила четыре версии HD 7970, различающиеся тактовыми частотами и системами охлаждения:
    • Core Edition – самая обычная HD 7970, с референсными «черной» PCB и СО, штатными частотами (925/1375 МГц);
    • Double Dissipation Edition – штатные частоты, модифицированная СО, референсная «черная» PCB;
    • Black Edition HydroCell – частоты повышены до 1000/1425 МГц, референсные «черная» PCB и СО;
    • Black Edition Double Disssipation - частоты повышены до 1000/1425 МГц, модифицированная СО, референсная «черная» PCB.

    Присланный сэмпл относился к серии Double Dissipation Edition.

    [​IMG] [​IMG]

    Внешне система охлаждения совершенно не похожа на референсную – вместо одной турбины два вентилятора с диаметрами крыльчаток 85 мм, по габаритам она на 2 мм короче и на 1 мм толще «образцовой» версии (268 х 34 мм соответственно).

    Особенности конструкции

    В данном разделе, кроме описания конструктивных особенностей творения XFX, будут приведены некоторые температурные данные. Я не стал рассматривать их отдельным пунктом из соображений удобства восприятия материала.

    Сперва – про систему охлаждения, как наиболее интересную составляющую видеокарты. Для начала – вид кулера с четырех сторон:

    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG] [​IMG]

    Строение традиционно для СО современных графических ускорителей: алюминиевое основание сложной формы, выполняющее роль каркаса и отводящее тепло от микросхем памяти и силовых элементов преобразователя питания. Под GPU - отдельный блок из меди с припаянным сверху радиатором, а над ним закреплены продувающие конструкцию вентиляторы.

    [​IMG]

    Направления воздушных потоков иллюстрирует картинка с официального сайта компании:

    [​IMG]

    Хорошо виден минус данного подхода – почти весь горячий воздух остается во внутрикорпусном пространстве, и лишь малая его часть выводится за пределы системного блока через отверстия в крепежной планке.

    [​IMG]

    Упомянутые выше отверстия совершенно не сориентированы относительно воздушного потока из радиатора, перекрытие не превышает двух третей, но зато нашлись ресурсы выштамповать лого XFX вместо обычных ребер решетки. Референсная СО в этом отношении гораздо лучше проработана – весь нагретый воздух выбрасывается за пределы корпуса. Плюс двухвентиляторной конструкции – более тихая работа при умеренной нагрузке; но к этому вопросу вернемся чуть позже.

    Медное основание с выступом под графический процессор – испарительная камера длиной 160 и шириной 88 миллиметров. На неё напаяны 40 ребер толщиной около 0.3 мм, их длина – 240 мм.

    [​IMG]

    Высота ребер немногим меньше 20 мм.

    [​IMG]

    Видно, что «хвостовая» часть (длиной более 70 мм) совершенно не контактирует с испарительной камерой.

    [​IMG]

    Учитывая длину ребер и площадь их сечения, можно сказать, что более чем на две трети длины они не работают – слишком велико расстояние от источника тепла. Для проверки теоретических заключений была запущена программа FurMark, причем дважды – с двумя включенными вентиляторами и одним (отключался тот, что дальше от крепежной планки).

    [​IMG]
     
  2. d3l3t3

    d3l3t3 Banned

    Joined:
    3 Dec 2010
    Messages:
    1,771
    Likes Received:
    98
    Reputations:
    10
    Хвостовой участок с внутренней стороны:

    [​IMG]

    Радиатор совершенно не продувается вертикально – воздух проходит только вдоль ребер. Те же отверстия, что есть, очень малы:

    [​IMG]

    Кстати, о радиаторе силовых элементов преобразователя напряжения для питания GPU и видеопамяти (он хорошо виден на фотографии выше). Судя по отпечатку на белой полоске мягкого теплопроводного материала и замерам температур на обратной стороне печатной платы, контактируют с радиатором пять с половиной силовых ключей из двенадцати:

    [​IMG]

    Дельта в температурах силовых элементов, помеченных красным и зеленым, составляет 11-18 градусов в зависимости от режима работы вентилятора (в скобках указаны скорости вращения вентилятора, для значения «auto» она соответствует максимальной зафиксированной во время прогрева).

    [​IMG]

    Увы, мне неизвестен рабочий интервал температур для силовых ключей, но одно точно – повышенный нагрев не прибавляет им времени жизни. Понятно, что производители заявляют температуру в 90-100 градусов для своих изделий высокой, но безопасной, однако мое мнение, полученное за несколько лет практики – чем ниже температура «горячих» элементов на видеокарте, тем дольше она работает. Оптимальный и вполне достижимый результат – не более 50 градусов в нагрузке.

    И ещё одно немаловажное замечание относительно приведенных выше температур – они получены на открытом стенде при температуре окружающего воздуха 26 градусов. В закрытом корпусе эти почти идеальные условия вряд ли будут соблюдаться, что негативно скажется на температурном режиме.

    С противоположной стороны в нижней части радиатора также никаких отверстий нет по вполне понятным причинам (не будут же производители делать «окна» в испарительной камере, удорожая производство).

    [​IMG]

    Квадратный выступ под графический процессор обработан на четверку с минусом – ровный, без заметных на ощупь неровностей, однако до «зеркала» ещё далеко.

    [​IMG]

    Печатная плата – так называемый «черный референс» (по цвету маски, нанесенной на текстолит):

    [​IMG] [​IMG]

    Внешне почти ничем не отличается от «красного референса», описанного в пилотном материале. Одно из немногих внешних отличий можно заметить в подсистеме питания графического процессора:

    [​IMG] [​IMG]

    Один из шести каналов со всей обвязкой не распаян, хотя контактные площадки и разводка на плате сохранена. Маркировка печатных плат разная: у красной 109-С38611-00B, у черной - 109-C38637-00; возможно, существуют и другие конструктивные отличия, внешне не заметные.

    Контроллер преобразователя – CHiL CHL 8228G, полностью идентичный установленному на «красном референсе»:

    [​IMG] [​IMG]
     
  3. d3l3t3

    d3l3t3 Banned

    Joined:
    3 Dec 2010
    Messages:
    1,771
    Likes Received:
    98
    Reputations:
    10
    Графический процессор распаян в центре платы, кристалл повернут на 45 градусов относительно подложки. По периметру последней приклеена защитная рамка с вырезами под мелкие элементы:

    [​IMG]

    Микросхемы памяти – Hynix H5GQ2H24MFR в количестве двенадцати штук, тип GDDR5, суммарный объем – 3 Гбайт, расчетная тактовая частота – 1500 МГц.

    [​IMG]

    Видеокарта функционирует на частотах 925/1375(5500) МГц.

    [​IMG]

    Технические характеристики видеокарт

    [​IMG]
     
  4. d3l3t3

    d3l3t3 Banned

    Joined:
    3 Dec 2010
    Messages:
    1,771
    Likes Received:
    98
    Reputations:
    10
    Тестовый стенд и программное обеспечение

    Конфигурация тестового стенда:

    • Материнская плата: ASUS Sabertooth P67 (BIOS 1305);
    • Процессор: Intel Core i7-2600K @ 4.7 ГГц 1.33 В;
    • Видеокарты:
      • XFX Radeon HD 7970 (FX-797A-TDFC);
      • Manli GTX 580;
    • Оперативная память: Geil DDR3-1333, 8-8-8-24, 1.5 В;
    • Блок питания: Enermax MODU85+, 700 Вт;
    • Система охлаждения процессора: IceHammer 4500.

    Программное обеспечение:

    • Операционная система: Windows 7 Ultimate x64 en;
    • Драйвера видеокарты: ForceWare 285.62, Catalyst 11.12 (8.921.2.0);
    • Тестовое ПО:
      • MSI Afterburner 2.2.0 beta 10;
      • ASUS GPU Tweak 2.0.2.6;
      • FurMark 1.9.1;
      • GPU-Z 0.5.7.

    Температурный режим и уровень шума

    Максимальную температуру GPU вы уже видели на ранее приведенном скриншоте, но о режимах работы стоит рассказать подробнее. Для начала – уровень нагрева GPU в зависимости от оборотов вентиляторов:

    [​IMG]

    Температуры высоки, но вполне нормальные для обычного двухслотового решения. Предвижу вопрос - «Почему в графике нет строки FAN 100%?». Потому, что обороты на восьмидесяти и ста процентах различаются менее чем на сотню, и на показания внутреннего термометра GPU не влияют.

    Теперь – уровень шума:

    [​IMG]

    Видно, что при увеличении оборотов вентилятора выше 2200 об/мин шум, издаваемый двумя вентиляторами, значительно возрастает. А весь горячий воздух выбрасывается обратно во внутрикорпусное пространство. Что же в итоге? Видеокарта XFX HD 7970 c двухвентиляторной системой охлаждения будет тиха только тогда, когда ей созданы идеальные условия - превосходная вентиляция нижней части корпуса (рассматривается классическая компоновка стандартного midiTower). В противном случае при длительной нагрузке температура внутри системного блока будет возрастать, скорость вращения вентиляторов повышаться, а вслед за ним растет и уровень шума.

    По счастливой случайности у меня под руками оказалась референсная система охлаждения HD 7970 (фото для сравнения с демонтированным кожухом и вентилятором; тесты проводились в «полном сборе»):

    [​IMG]

    Я установил её на плату XFX. Результаты ожидаемы.

    [​IMG]

    Да, штатная система охлаждения AMD и по цифрам, и субъективно работает шумнее, чем двухвентиляторная XFX, но благодаря хорошо продуманной конструкции ей не надо создавать идеальные условия и прилагать усилия к тому, чтобы «собрать» и вывести за пределы корпуса горячий воздух.

    Вывод по шуму – двухвентиляторная СО XFX хорошо подходит для тех, кто трепетно относится к уровню шума и владеет отлично проветриваемым корпусом. Ну а видеокарты с референсной системой AMD подходят всем остальным.

    Разгон

    Учитывая вышеописанные результаты и особенности штатной СО, разгонять видеокарту с ней я не стал – ладно GPU, а никак силовые элементы перегреются и выгорят? У них вон на стоковых частотах температура за 80 градусов переваливает, и это с обратной стороны текстолита, неизвестно, до каких температур прогревается сам кристалл мощного полевика.

    Итак, замена СО…. На что менять? Я выбрал СВО, хотя мой собственный хороший контур (Laing DDC-1 с топом от EK, ватер Swiftech MCW80, трехсекционный Black Ice GTX360, и прочее) сменил место обитания, и пришлось в спешном порядке собирать что-то рабочее из остатков разных «водянок» средней похабности. В итоге из хороших комплектующих нашелся только тонкий трехсекционный радиатор под три 120 мм вентилятора и ватерблок на видео; помпа – переделка из штатной BigWater, резервуар от неё же, шланги – 8/10.

    Ввиду того, что AMD решила сделать рамку выше кристалла GPU, пришлось варварски доработать водоблок.

    [​IMG]

    Это один из первых серийных продуктов Promodz, которому на данный момент более пяти лет. По современным меркам он давно устарел, однако простота и продуманность конструкции позволили ему без вреда пережить две «проточки» (постоянная эксплуатация в течении двух лет), бесчисленное число контуров, заправленных как простой водой, так и другими хладагентами. Ни трещин, ни протечек, ни коррозии. А длинные пазы в стальной крепежной пластине позволяют без проблем установить на любую видеокарту.

    Итак, основание было доработано: на высоту 1-1.5 мм спилена медь по краям, в центре остался выступ размером 15 х 15 мм в форме квадрата с неровными краями.

    [​IMG]

    Но результат того стоил – плотный прижим к GPU без касания рамки.

    [​IMG]

    На обратной стороне видеокарты для снятия механической нагрузки установлен отрезок алюминиевого профиля квадратного сечения. Упор приходится прямо под центр кристалла, а для отсутствия повреждений SMD-элементов и возможности наклона между средней точкой «бэкплейта» (назовем его так) и платой проложены несколько слоев мягкой резины и один – текстолита.

    Для силовых ключей подсистемы питания был изготовлен отдельный радиатор из алюминиевого уголка толщиной 1 мм.

    [​IMG]

    Чтобы исключить неравномерный прижим, с обратной стороны я прижал радиатор отрезком стальной U-образной пластины с изолирующими прокладками из той же мягкой резины.

    Результат:

    [​IMG]

    Четкие, глубокие отпечатки элементов на термоинтерфейсе (хорошо видны на крупной фотографии) и никакой механической нагрузки на печатную плату. Позже пришлось доработать радиатор для лучшей теплоотдачи (увеличить площадь оребрения). В итоге температура силовых ключей не превышала 57 градусов в загрузке. Результат средний, но для конструкции в стиле «сваял из подручных материалов за пару часов» приемлемый.

    Предостерегу тех, кто решит использовать обычную термопасту вместо терморезинки – сопротивление между металлическими крышками силовых ключей и общим проводом больше нуля, и оно значительно разнится в зависимости от габаритов ключей. Поэтому я не стал испытывать судьбу, накрывая все ключи одной алюминиевой пластиной, а подготовка наборного радиатора из отдельных изолированных друг от друга медных распределителей для каждого ключа заняла бы массу времени, которого не было.

    Результат сих действий – 1310/1830 (7320) МГц при 1.21 вольтах на ядре и 47 градусах в загрузке. C помощью MSI Afterburner 2.2.0 beta 10 напряжение можно было «докрутить» до 1.3 В, однако на данном экземпляре видеокарты это приводило только к увеличению нагрева GPU и элементов питания, стабильная тактовая частота не увеличилась ни на мегагерц.

    Напряжение на видеопроцессоре прыгало с 1.21 под нагрузкой до 1.24 без нагрузки (частоты и Vgpu опускаются до 2D не сразу после закрытия приложений, а через две-три секунды). Без поднятия напряжения (штатные 1.17 В) стабильной работы удалось достичь на частотах 1170/1830 МГц.

    Насмотревшись на опыты зарубежных энтузиастов по снятию окружающей GPU медной рамки, принял решение о её демонтаже - уж больно сильно ограничивала она в выборе систем охлаждения.

    [​IMG]

    Главное в этом деле - внимательность и аккуратность. Набор необходимых инструментов состоит из двух позиций - легкого молотка и нового, непользованного прежде (обязательное условие!) широкого лезвия для канцелярского ножа.

    [​IMG]

    Процесс снятия прост - лезвие надо вставить в очень маленькую щель (лучше всего она заметна у скошенных углов рамки) и очень легко постукивать молоточком по верхнему краю. Поскольку лезвие заточено с двух сторон, то первые 0.2-0.3 мм «входа» его надо держать чуть под углом к подложке, а потом - параллельно. Если «запараллелить» его слишком поздно, оно пробьет слой лака и будет рубить проводники на подложке, если слишком рано, то кончик, не выдержав механического напряжения, обломится и останется между подложкой и рамкой. Чтобы хорошо видеть глубину проникновения лезвия, запаситесь часовой лупой и хорошей, яркой лампой (я использовал две галогенки по 50 Вт, установленные под небольшим углом друг к другу).

    Вместо лезвия можно использовать кусок ножа с односторонней заточкой, располагая его затачиваемой стороной в сторону рамки. Тогда отпадает надобность проходить первые доли миллиметра под углом, рискуя «пробить» лаковое покрытие подложки. Но есть два «но» - такой кусок ножа должен быть превосходно заточен (чего очень трудно достичь без опыта и инструментов), и найдется он далеко не в каждом доме. А «кусок» потому, что ручка будет очень сильно мешаться при «подходе» с разных углов.

    Молоток использовался из-за возможности хорошо дозировать ударное усилие, прикладываемое к ножу. А это важно - первые несколько миллиметров лезвие идет очень тяжело, а после, под похрустывание клеенного шва, как нож в масле. Именно в переходный момент неосторожным движением очень легко снести SMD-элементы, распаянные на подложке, но нам ведь этого не надо, правда?

    Отделять рамку удобнее всего по очереди с каждой из четырех сторон. Иногда мешают стоящие рядом элементы (чаще всего - конденсаторы и микросхемы памяти, поскольку они выше подложки). Тут проявляются преимущества канцелярского ножа - при значительной длине излишек легко обламывается.

    Энтузиасты практикуют ещё один способ - опиливание штатной рамки до нужной толщины, но лично мне как-то не улыбается часами орудовать напильником в миллиметрах от хрупкого кристалла. Конечно, его можно защитить, вырезав крышку из толстого оргстекла или поликарбоната, но такой способ гораздо более хлопотен по затрачиваемому времени и усилиям.
     
  5. d3l3t3

    d3l3t3 Banned

    Joined:
    3 Dec 2010
    Messages:
    1,771
    Likes Received:
    98
    Reputations:
    10
    Результаты тестов

    Обозначения на графиках:

    • XFX HD 7970 925/1350 МГц – описанная выше видеокарта XFX Radeon HD 7970, частоты штатные;
    • XFX HD 7970 1310/1830 МГц - XFX Radeon HD 7970, разгон до 1310/1830 МГц;
    • Manli GTX 580 770/1540/1000 МГц – видеокарта GTX 580, работающая на штатных частотах 770/1540/1000 МГц, приведена для сравнения результатов.
    __________________________________________________​

    [​IMG]

    Разгон на 385 МГц по ядру и 480 по памяти позволил в «сталкере» накинуть ещё 20 fps, что хорошо. С падением разрешения прирост немного увеличился.​
    __________________________________________________

    [​IMG]

    Прирост в AvP чуть меньше - 16 кадров для разрешения 1920 х 1080 и 15 - для 1650 х 1050. Разительных перемен в игровом процессе не произойдет, однако особо внимательные (те, кто без труда чувствуют задержки при работе CrossFire) скорее всего, заметят большую плавность игрового процесса.​
    __________________________________________________

    [​IMG]

    Тут уже разгон может перевести игровой процесс из разряда «как же все тормозит!» в «теперь эти лаги не так отвлекают», а в разрешении 1680 х 1050 и вовсе забыть о тормозах в большинстве моментов.

    Заключение

    Плюсы и минусы XFX Radeon HD 7970 в кратком виде:

    + Тихая работа на открытом стенде.
    + Хорошая производительность.
    + Неплохой разгонный потенциал.

    - Возможны трудности с температурным режимом и шумом при установке в корпус.
    - Плохое охлаждение силовых ключей.

    В «сухом остатке» - видеокарта вышла хорошая, однако недоработки в конструкции системы охлаждения требуют вдумчивого подхода при установке, иначе есть риск получить эффект, обратный желаемому (например, натужный вой вентиляторов в 3D вместо чуть слышного шелеста).

    На данный момент в продаже эта модель (FX-797A-TDFC) отсутствует, однако ж другая модификация, FX-797A-TNFC, замечена в одном из интернет-магазинов по цене чуть более 25 000 рублей. Немало. Но состоятельные энтузиасты найдут необходимую сумму, и вряд ли штатная СО останется на своем месте. Возможно, такое развитие событие - одно из самых лучших для данной вариации XFX HD 7970.

    25.01.2012 00:00
    http://www.overclockers.ru/lab/45469_3/.html