По типу коммутирующего устройства современные АТС делятся на: аналоговые механические декадно-шаговые координатные квазиэлектронные электронные цифровые 1. Декадно-шаговые АТС (отечественные модели АТС-47, АТС-49, АТС-54, АТС-54А): коммутация осуществляется с помощью шаговых (ШИ) и декадно-шаговых (ДШИ) искателей: устройств, в которых один входной "канал" подключается к одному их X выходных "каналов" (ШИ) или к одному их XxY "каналов" (ДШИ). Для коммутации шаговый двигатель ШИ поворачивает щетки искателя, которые скользят по ламелям контактного поля, до тех пор, пока не остановятся на выбранном выходном "канале". В ДШИ щетки совершают перемещение в двух направлениях - вверх-вниз и вокруг своей оси. Главный недостаток ДШ АТС для работы модемов: из-за специфического устройства ШИ (скольжение контактов при коммутации) контакты искателей быстро истираются, что приводит к ухудшению качества связи. Второй недостаток - в момент коммутации из-за движения шагового двигателя стойка АТС вибрирует, и вместе с ней - соседние искатели, у которых достаточно слабые (и к тому же истертые) контакты. Это приводит к появлению большого числа импульсных помех при связи. Третий недостаток - эти АТС очень старые (их не выпускают уже несколько десятков лет) и к ним давно не выпускают запчастей, из-за чего эти АТС находятся в особо ужасном состоянии. 2. Координатные АТС (отечественные АСТК, АТСК-У, ПСК-1000, АТС 50/200, АТСК 100/2000, импортные А-204, КМК-20, Пентаконта, Метаконта, ARF-50.) Коммутация осуществляется Многократным Координатным Соединителем (МКС) - устройством, коммутирующим X входных каналов на Y выходных. Контакты МКС управляются электромагнитами (аналогично реле), поэтому у них нет двух главных недостатков ШИ, о которых было сказано выше. АТСК отличается от АТСК-У тем, что в управляющих приборах АТСК-У используются полупроводниковые приборы, в АТСК - реле, однако на качество связи это не влияет. Качество связи определяется возрастом АТС, грамотностью обслуживающего персонала и типом оборудования межстанционной связи. В Петербурге АТСК массово устанавливась в период с 1968 по 1982 год, АТСК-У - с 1978 по 1992 год. Hа импортных координатках бывает тональный набор, однако я не слышал, чтобы в СССР такие поставлялись. 3. Квазиэлектронные АТС (Квант, Метаконта) Коммутация осуществляется герконами и управляется "процессором". Примечание: термином "квазиэлектронная АТС" часто называют также координатные АТС с "процессорным" управлением (в последнее время координатки достаточно часто апгрейдят, заменяя релейные и полупроводниковые управляющие приборы на "процессорные" и получившийся компот часто называют квазиэлектронной АТС). Качество связи хорошее, однако на "Кванте" часто встречаются абонентские комплекты с нестандартым напряжением, что вызывает большие проблемы у модемов. 4. Электронные АТС Коммутация аналогового сигнала осуществляется полупроводниковыми приборами, управляется "процессором". Прижились только в качестве офисных АТС очень малой емкости. Примечание: термином "электронная АТС" часто называют цифровые АТС. Так-же часто неправильно делят городские АТС на цифровые и электронные, выделяя в "электронные" старые модели цифровых АТС (МТ-20 и др.) и противопоставляя их новым АТС (якобы "на самом деле цифровые"). 5. Цифровые АТС (DX-200, MT-20/25, NEAX, 5ESS, S-12, EWSD, AXE-10, Квант-Е) В цифровых АТС коммутируется сигнал, представленный в цифровой форме ("байты в компьютере"). Аналоговый сигнал оцифровывается в абонентском комплекте и передается внутри АТС и между АТС в цифровом виде, что гарантирует отсуствие затухания и минимальное число помех независимо от длины пути между АТС. Качество модемной связи при нормальном состоянии абонентской линии - отличное. Гарантируется работа V.90 при отсуствии на телефонной сети странностей типа аналоговых транзитов между цифровыми АТС. V.90 также работает и на аналоговых АТС (начиная с ДШ), однако для его работы необходимо, чтобы аналоговая АТС была связана с "внешним миром" с помощью цифрового каналообразующего оборудования (ИКМ-30 и др.) и оно было включено в цифровые узловые АТС без аналоговых участков. 6. Достоянием истории стали АТС Машинной Системы и РТС (ручные телефонные станции) системы Местной Батареи (МБ) и Центральной Батареи (ЦБ) Про АТС Машинной системы фрагмент письма из ru.telecom: Коммутация происходит посредством искателей с общим приводом от одного источника вращения. Если выражаться примитивно: имеется что-то типа пары шестеренок, одна из которых постоянно вращается, а на валу другой находится искатель. Если необходимо повернуть искатель, то с помощью электромагнитного привода шестеренки сцепляются, когда хватит поворачивать - электромагнит отпускает и шестеренки расцепляются. Особенность данного типа АТС: недекадная система нумерации внутри станции. Hа валу привода также находятся генераторы индукторного вызывного сигнала и сигналов КПВ, "занято" и готовности к набору. Hабор импульсный. Последняя АТС Машинной системы в Москве (АТС 231) была внесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая долгоживущая АТС в мире. Демонтирована в конце 90-х годов. Про ручные телефонные станции фрагмент письма из ru.telecom: Система МБ (местной батареи): для питания угольных микрофонов телефонных аппаратов используются батареи, установленные в аппаратах абонентов. Для подачи индукторного вызова необходимо несколько раз энергично повернуть ручку индуктора, расположенную на аппарате. Индуктор посылает вызывной ток на коммутатор, телефонистка принимает вызов и производит соединение. По окончании разговора обеим абонентам необходимо уложить трубки на рычаг аппарата и вновь повернуть ручку индуктора, чтобы уведомить телефонистку РТС об окончании разговора и разрыве установленного соединения. Система ЦБ (центральной батареи): то же самое, только батарея установлена на узле коммутации (на телефонной станции). Аппараты системы ЦБ могут быть как с индуктором, так и без него. To be continue..... P/s:Может комуто пригодиться www.aboutphone.info