Могут ли компьютеры обмануть экспертов по играм и заставить их поверить, что они – реальные игроки? Этот вопрос был поставлен во главу угла на втором ежегодном трёхмесячном соревновании BotPrize. Проект ставит перед программистами задачу создать «бота», который бы контролировал игрового персонажа, который в свою очередь смог бы продемонстрировать поведение человека согласно оценке ряда экспертов. Цель – не только доказать наличие достаточного искусственного интеллекта в развлечениях, но также показать достижения в неигровых приложениях. BotPrize является вариантом теста Тьюринга, придуманного Аланом Тьюрингом, в котором программа старается выдать себя за человека в текстовом разговоре судьи с ней. «Проект BotPrize важен для искусственного интеллекта в сфере игр: он демонстрирует, как искусственный интеллект может сделать развлечения более привлекательными и интересными, предоставляя игрокам достойных соперников», – говорит Филипп Хингстон, доцент Школы компьютерных и информационных наук при Университете Эдит Коуан в Перте, Австралия. «Это также важно для синтетического интеллекта в целом, потому как отвечает на главный вопрос в области искусственного интеллекта: как человеческий интеллект соотносится с компьютерным?». В этом году в соревновании взяли участие 15 претендентов из Японии, Великобритании, США, Италии, Испании, Бразилии и Канады. Боты создавались для Unreal Tournament 2004. Внутриигровой обмен сообщениями был отключён, чтобы ботов можно было оценить на «человечность» только по их поведению. Каждый судья играл против двух неидентифицированных оппонентов, одним из которых был реальный человек, другим – написанная участником программа. После 10-15 минут эксперт пытался определить, каким персонажем управлял искусственный интеллект. Чтобы выиграть приз в размере $6000, бот должен был обмануть хотя бы 80% судей. В прошлом году никому не удалось достичь цели. Поощрительное вознаграждение для наиболее «человекоподобного» бота досталось Джереми Кэтрэну из Университета Южной Калифорнии и составило $1700. Искусственный интеллект в течение долгого времени находится в центре попыток создания как можно более близких к реальности компьютерных игр, и не важно, Mario Kart это на Nintendo Wii или Halo 3 на Microsoft Xbox 360. И поскольку индустрия игр оценивается в $21 млрд., разработчики стремятся наделить персонажей максимально убедительным искусственным интеллектом. Профессор компьютерных наук и неврологии в Университете Техаса в Остине Ристо Мииккулайнен был одним из участников BotPrize и пытался достичь правильного соотношения качеств, присущих живому и искусственному разуму. Создавая бота, его команда пыталась заставить программу быстро учиться. «Когда люди играют, они приспосабливаются очень быстро, поэтому, создавая бота, вы не можете достичь 100% точности, потому что адаптация случайна», – поясняет учёный. BotPrize, помимо совершенствования игрового процесса, может послужить катализатором инноваций за рамками индустрии – от искусственного интеллекта, используемого в моделировании чрезвычайных ситуаций, до роботов будущего. «Чемпионат BotPrize является своеобразным способом измерить достижения в исследованиях искусственного интеллекта», – говорит создатель и директор ежегодного соревнования Loebner Prize Competition in Artificial Intelligence, использующего тест Тьюринга, Роберт Апстайн. Создатель имеющих огромный успех симуляторов The Sims и Spore Уилл Райт надеется, что BotPrize будет стимулировать исследования в сфере искусственного интеллекта для достижения сходства с самыми неуловимыми человеческими качествами – эмоциями. Это означает разработку ботов, которые будут не только имитировать людей, но также повторять их эмоции. ИсточниК