Анализ рынка антивирусной защиты в России 2008-2009 1. Введение Статья представляет собой независимый анализ рынка антивирусной защиты в России по итогам 2008 года. Подобный обзор в рамках проекта Anti-Malware.ru проводится ежегодно и призван с определенной точностью ответить на вопрос: Кто есть кто на рынке антивирусной защиты в России? Публикация подготовлена без участия кого-либо из производителей, их представителей на территории России (дистрибьюторов, реселлеров и пр.), или иных лиц, заинтересованных в умышленном искажении информации о ситуации на рынке. Приведенные здесь данные за 2007-2009 годы могут не совпадать с официальными данными участников антивирусного рынка, так как являются экспертной оценкой авторов при активном участии сообщества Anti-Malware.ru. При подготовке анализа эксперты не ставили своей целью каким-либо образом повлиять на общественное мнение, изменить расстановку сил на рынке, принизить или наоборот приукрасить чьи-то достижения или каким-либо другим способом исказить реальное положение дел на рынке. 2. Методология Приведенные в этой статье данные за 2007-2009 календарные годы были получены из различных источников, среди которых: официальные данные участников рынка, информация из открытых источников (СМИ), а также экспертные оценки аналитиков Anti-Malware.ru. Все данные объемов продаж указаны в ценах для конечных пользователей, что дает суммы, несколько превышающие реальные доходы компаний-производителей или их дистрибьюторов на территории России (то есть цифры объема продаж в ценах для конечного пользователя и данные реальных доходов вендоров различаются на величину наценки каналов продаж). В анализе не учитывались возможные доходы от технологических продаж вендоров, например, когда антивирусный движок продается в составе продукта третьей компании. 3. Объем продаж и доли рынка в 2007-2008 году Ниже приведены данные по объемам продаж различных вендоров и их доли на антивирусном рынке в России (в ценах для конечных пользователей). Таблица 1: Объем продаж основных участников рынка антивирусной защиты в России за 2007-2008 годы Рисунок 1: Доли основных участников рынка антивирусной защиты в России в 2008 году Несмотря на кризис, суммарный объем рынка антивирусного программного обеспечения в 2008 году в России составил рекордные 210 млн.долл., что на 57% больше 133 млн.долл. в 2007 году. Хотя темпы роста рынка несколько замедлились (годом ранее этот показатель составил 94%) они все еще остаются достаточно высокими. Как и годом ранее наибольший вклад в рост антивирусного рынка внесло "обеление" программного обеспечения, установленного в организациях и на компьютерах домашних пользователей. Производители антивирусного программного обеспечения провели большую работу в ритейле, сделав значительный шаг в сторону потребителя – коробочные продукты теперь можно встретить в магазинах шаговой доступности в различных городах России. Для многих клиентов купить антивирус становится проще, чем искать для него в сети пиратские ключи, что продолжает сказываться на росте доходов вендоров. Значимым событием 2008 года стало активное продвижение антивирусных продуктов по подписке через интернет-провайдеров. По сути открылся новый емкий канал продаж, в котором преуспела компания «Доктор Веб», первой воспользовавшись предоставленной бизнес-возможностью. Государство в 2008 году продолжало стимулировать рынок крупными государственными тендерами на поставку антивирусного ПО, что также внесло существенный вклад в объем рынка, особенно в условиях начавшегося в конце года финансового кризиса. Как видно из таблицы 1, в 2008 году на рынке произошли серьезные изменения, существенно изменился расклад в лидирующей пятерке. Во-первых, компания Eset за счет очень высоких темпов роста (135%) смогла занять второе место на рынке, опередив корпорацию Symantec, которая показала устойчивый, но умеренный рост (26.5%). Во-вторых, другому российскому вендору, компании «Доктор Веб», удалось опередить терявшую последние годы позиции компанию Trend Micro в борьбе за четвертую позицию на рынке. Темпы роста продаж «Доктор Веб» оказались лучшими для этой компании за последние годы (84.5%). Объем продаж лидера рынка – компании «Лаборатория Касперского», в 2008 году составил 62%, что заметно хуже, чем годом ранее. Для сравнения в 2007 году темпы роста этой компании составляли 141%. Компании Trend Micro, а также McAfee и Panda Security хоть и оказались в положительной зоне, но их темпы роста (9-10%) в 2008 году оказались гораздо ниже среднерыночных. В графу "другие производители" вошли такие вендоры, как Microsoft, Sophos, Agnitum, Aladdin, BitDefender, F-Secure, Avast, Avira, Safe'n'Soft Software и т.д. Суммарный объем продаж этих производителей по нашей оценке уменьшился до 7,5 млн.долл. Важно отметить, что тройка лидеров – "Лаборатория Касперского", Eset и Symantec - в сумме заработали 172 млн.долл., что составляет 82% от всего объема рынка антивирусного ПО в России. Годом ранее эти компании в сумме контролировали 77%. Этот факт позволяет говорить о фактическом разделе рынка между тремя вендорами и о выдавливании с него более мелких игроков. 4. Анализ результатов за 2008 год Таблица 2: Доли основных участников на рынке антивирусной защиты в России за 2007-2008 годы Рисунок 2: Изменение долей рынка основных участников в 2008 году Сравнивая доли рынка вендоров, которые они занимали в прошлом году, видно, что «Лаборатория Касперского» и Eset, как и в раньше, упрочили свои позиции, отвоевав у конкурентов 1,4% и 6,7% соответственно. Кроме них свою долю рынка на 1,1% удалось упрочить и компании «Доктор Веб». Все остальные вендоры немного ослабили свои позиции. Как видно из таблицы и рисунка 1, лидерство на российском рынке продолжает прочно удерживать «Лаборатория Касперского» с объемом продаж 98 млн.долл., чья доля рынка составляет 46,6%. Успехи компании в 2008 году в первую очередь связаны с успехами в розничных продажах, в том числе за счет новой инновационной линейки продуктов для домашних пользователей с индексом 2009, а также с успешным продвижением в сегменте малого и среднего бизнеса и в госструктурах. Как и ожидалось, компания Eset сумела выйти на второе место на рынке с 20,5% и объемом продаж 43 млн.долл. Как и ранее, успехи Eset связаны с ростом розничных продаж, которые составляют около 50% всего дохода компании, а также активной работой с партнерами и агрессивной маркетинговой политикой. Третью позицию на рынке с объемом продаж в 31 млн.долл. занимает корпорация Symantec, доля которой на российском рынке за год уменьшилась c 18,4% до 14,7%. Большую часть доходов компания получила из корпоративного сегмента, а вот в розничных продажах у нее дела идут не так хорошо, как у «Лаборатории Касперского» и Eset. Хотя Symantec и начала делать первые активные шаги в ритейле, но результаты от них пока не так заметны. Именно этот факт не позволил корпорации в 2008 году серьезно побороться за второе место на рынке. Как уже отмечалось выше, компания «Доктор Веб» сумела немного укрепить свою позицию на рынке. С объемом продаж около 15 млн.долл. она занимает 7,4% рынка. Однако это существенно меньше, чем у идущей на третьем месте корпорации Symantec. Укрепление "Доктор Веб" объясняется несколькими факторами: удачным проектом Dr.Web AV-Desk (антивирус как услуга), который активно продается через интернет-провайдеров; долгожданным выходом новой версии Dr.Web 5.0. Доля компания Trend Micro в 2008 году продолжила уменьшаться. Причина этого состоит во внутренних сложностях в компании ЗАО «АПЛ», ее эксклюзивного дистрибутора в России, и падении привлекательности ее продуктов с точки зрения продаж для партнеров. Похожие проблемы испытывает и компания McAfee. До сих пор внимание компании к российскому рынку уделялось по остаточному принципу. В 2008 году ситуация вроде бы начала меняться – заработало официальное представительство McAfee в России, но влияние на рынок это пока не оказало. Компания Panda Security замыкает список основных игроков российского антивирусного рынка с долей около 1,5%, которая постепенно уменьшается из года в год. Остальные игроки имеют доли рынка не превышающие барьер в 1% и поэтому не попали в детальный анализ. Стоит упомянуть неудачников рынка, которые не только не воспользовались сильным ростом рынка, но и фактически свернули свою деятельность. Самые явные из них – это BitDefender и F-Secure. Первая не только не смогла занять какую-то приличную долю рынка, но попросту закрыла официальное представительство в России. Вторая же потеряла своего официального дистрибутора компанию «СфераБизнесСистемы», которая также прекратила существование. Также к неудачникам пока можно отнести Sophos и Microsoft, которые не смогли улучшить свои позиции. Продукция последних по различным причинам пока откровенно не идет в России. 5. Прогноз на 2009 год Прогноз на 2009 год стоит начать с оценки общего объема российского антивирусного рынка. Предполагается, что из-за экономического кризиса рост рынка будет гораздо меньше, чем в последние несколько лет, и он едва ли превысит 30%. Таким образом, объем продаж в 2009 году должен составить около 270 млн.долл. Несмотря на наблюдающийся общий спад на рынке IT из-за кризиса, рынок информационной безопасности, куда входит и антивирусное ПО, уменьшаться не будет. Будет отмечаться лишь уменьшение его темпов роста. Причина этого в том, что безопасность – это не та вещь, на которой экономят в кризис. Можно сказать, что антивирусное ПО попадает в категорию товаров «первой необходимости». Наилучшая позиция в кризис будет у тех игроков, в объеме продаж которых подавляющую часть составляют доходы от корпоративного сегмента, так как мы не ожидаем значительного сокращения бюджетов на информационную безопасностье. Ориентированные на розничные продажи и сегмент малых предприятий игроки будут испытывать сильное давление из-за экономического кризиса. Посмотрим теперь, как могут измениться позиции игроков на рынке к концу 2009 года. Для начала обратимся к таблице 3, в которой для каждого производителя указано значение потенциала роста на 2009 год. Градация потенциала роста осуществляется по следующим степеням: - отрицательный – снижение объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке; - стагнация - сохранение текущего объема продаж, уменьшение доли вендора на рынке (при условии роста рынка в целом); - низкий – рост объема продаж от 0 до 30%; - умеренно высокий – рост объема продаж от 30 до 50%; - очень высокий – рост объема продаж свыше 50%. Таблица 3: Потенциал роста и позиции основных игроков на 2009 год (прогноз) Как видно из таблицы 3, в 2009 году не ожидается изменений позиций игроков. Среди игроков лидирующей шестерки существует слишком большой разрыв в объеме продаж и занимаемой доле рынка, что не позволяет говорить о возможных перестановках. У остальных игроков в нижней части таблицы недостаточно потенциала для активного продвижения. "Лаборатория Касперского" в 2009 году должна показать темпы роста на уровне среднерыночных, большее не позволит сделать финансовый кризис, который замедлит рост продаж среди домашних пользователей, а также в сегментах малого и среднего бизнеса. Компенсировать падение темпов роста за счет крупного бизнеса будет сложно из-за задержки выхода новое версии корпоративных продуктов. Оценка потенциала роста – Умеренно высокий. Похожее положение и у компании Eset, чьи темпы роста также будут снижаться, но останутся традиционно выше, чем у ее главного конкурента в лице «Лаборатории Касперского». На это положительно повлияет выход новой линейки продуктов с индексом 4.0, а также активная работа с каналом продаж. Оценка потенциала роста – Умеренно высокий. Рост продаж корпорации Symantec в 2009 году также будет умеренно высоким. Положительно скажется усиление российского представительства корпорации, выход ряда удачных продуктов и технологий. Потенциал роста – Умеренно высокий. Для компании Trend Micro этот год будет переходным и, как следствие, здесь не стоит ожидать существенного роста. Компания открыла официальное представительство, активно перестраивает партнерскую сеть и стратегию продвижения. Такие серьезные изменения на фоне кризиса не позволят Trend Micro показать высокие результаты уже сейчас, а будут служить базой для развития только на следующий год. Потенциал роста – Низкий. В прошлом году рост компании "Доктор Веб" базировался на продвижении через канал ISP (интернет-провайдеры) своего антивирусного сервиса Dr.Web AV-Desk, который был первым в своем роде. Сейчас этот канал близок к насыщению, за него разворачивается борьба с участием лидеров рынка и крупных западных игроков. Кроме этого Dr.Web AV-Desk является низкомаржинальным, а конвертировать большое число подписчиков в денежный поток в условиях кризиса будет крайне нелегко. Увеличивается и технологическое отставание компании на фоне лидеров, даже несмотря на недавний выход долгожданной линейки 5.0. Поэтому потенциал роста - Низкий. Новый российский офис компании McAfee в этом году намерен инвестировать в российский рынок значительные средства. McAfee ведет активную работу с партнерами и имеет один из лучших продуктовых портфелей для всех сегментов рынка. Как и в случае с Trend Micro, в этом году, к сожалению, не стоит ожидать от McAfee высоких показателей роста, тем не менее компанией может быть заложена хорошая база для роста в 2010 году. Потенциал роста остается Низкий. Все остальные игроки по доходам будут балансировать на уровне прошлого года или терять их часть, уступая место Лаборатории Касперского, Eset и Symantec. Прогноз объемов продаж для каждого вендора на 2009 год в количественном выражении не производился из-за сильной закрытости и непрозрачности рынка, и, как следствие, его заведомо низкой точности. Источник: http://www.anti-malware.ru
Code: В графу "другие производители" вошли такие вендоры, как Microsoft, Sophos, Agnitum, Aladdin, BitDefender, F-Secure, Avast, Avira, Safe'n'Soft Software и т.д. Суммарный объем продаж этих производителей по нашей оценке уменьшился до 7,5 млн.долл. здесь